воскресенье, 2 декабря 2018 г.

Ханука — праздник света



ПРАЗДНИК ХАНУКА НАЧИНАЕТСЯ 25 КИСЛЕВА И ПРОДОЛЖАЕТСЯ ВОСЕМЬ ДНЕЙ (В ЭТОМ, 2018 ГОДУ ПРАЗДНУЕТСЯ С НОЧИ 2 ПО 10 ДЕКАБРЯ).



Праздник, установленный в память о восстании и чуде
Этот праздник отмечает потрясающие победы Израиля над сирийско-греческими тиранами и правителями во времена Маккабим (Маккавеев).

После распада Империи Александра Македонского в Сирии образовалось греко-сирийское государство царем, которого впоследствии стал Антиох. Вот что говорит об этом апокрифическая книга 1 Маккавейская:


16 Когда Антиох увидел, что царство укрепилось, предпринял воцариться над Египтом, чтобы царствовать над двумя царствами,
17 и вошел он в Египет с сильным ополчением, с колесницами, и слонами, и всадниками, и множеством кораблей;
18 и вступил в сражение с Птоломеем, царем Египетским; и убоялся Птоломей от лица его и обратился в бегство, и много пало раненых.
19 И овладели они укрепленными городами в земле Египетской, и взял он добычу из земли Египетской.
20 После поражения Египта Антиох возвратился в сто сорок третьем году и пошел против Израиля, и вступил в Иерусалим с сильным ополчением;
21 вошел во святилище с надменностью и взял золотой жертвенник, светильник и все сосуды его,
22 и трапезу предложения, и возлияльники, и чаши, и кадильницы золотые, и завесу, и венцы, и золотое украшение, бывшее снаружи храма, и всё обобрал.
23 Взял и серебро, и золото, и драгоценные сосуды, и взял скрытые сокровища, какие отыскал.
24 И, взяв всё, отправился в землю свою и совершил убийства, и говорил с великою надменностью.
25 Посему был великий плач в Израиле, во всех местах его.
26 Стенали начальники и старейшины, изнемогали девы и юноши, и изменилась красота женская.
27 Всякий жених предавался плачу, и сидящая в брачном чертоге была в скорби.
28 Вострепетала земля за обитающих на ней, и весь дом Иакова облекся стыдом.
29 По прошествии двух лет послал царь начальника податей в города Иуды, и он пришел в Иерусалим с большою толпою;
30 коварно говорил им слова мира, и они поверили ему; но он внезапно напал на город и поразил его великим поражением, и погубил множество народа Израильского;
31 взял добычи из города и сожег его огнем, и разрушил домы его и стены его кругом;
32 и увели в плен жен и детей, и овладели скотом.
33 Оградили город Давидов большою и крепкою стеною и крепкими башнями, и сделался он для них крепостью.
34 И поместили там народ нечестивый, людей беззаконных, и они укрепились в ней;
35 запаслись оружием и продовольствием и, собрав добычи Иерусалимские, сложили там, и сделались большою сетью.
36 И было это постоянною засадою для святилища и злым диаволом для Израиля.
37 Они проливали невинную кровь вокруг святилища и оскверняли святилище.
38 Жители же Иерусалима разбежались ради них, и он сделался жилищем чужих и стал чужим для своего рода, и дети его оставили его.
39 Святилище его запустело, как пустыня, праздники его обратились в плач, субботы его - в поношение, честь его - в уничижение.
40 По мере славы его увеличилось бесчестие его, и высота его обратилась в печаль.
41 Царь Антиох написал всему царству своему, чтобы все были одним народом
42 и чтобы каждый оставил свой закон. И согласились все народы по слову царя.
43 И многие из Израиля приняли идолослужение его и принесли жертвы идолам, и осквернили субботу.
44 Царь послал через вестников грамоты в Иерусалим и в города Иудейские, чтобы они следовали узаконениям, чужим для сей земли,
45 и чтобы не допускались всесожжения и жертвоприношения, и возлияние в святилище, чтобы ругались над субботами и праздниками
46 и оскверняли святилище и святых,
47 чтобы строили жертвенники, храмы и капища идольские, и приносили в жертву свиные мяса и скотов нечистых,
48 и оставляли сыновей своих необрезанными, и оскверняли души их всякою нечистотою и мерзостью,
49 для того, чтобы забыли закон и изменили все постановления.
50 А если кто не сделает по слову царя, да будет предан смерти.
51 Согласно этому, писал он всему царству своему и поставил надзирателей над всем народом, и повелел городам Иудейским приносить жертвы во всяком городе.
52 И собрались к ним многие из народа, все, которые оставили закон, - и совершили зло в земле;
53 и заставили Израиля укрываться во всяком убежище его.
54 В пятнадцатый день Хаслева, сто сорок пятого года, устроили на жертвеннике мерзость запустения, и в городах Иудейских вокруг построили жертвенники,
55 и перед дверями домов и на улицах совершали курения,
56 и книги закона, какие находили, разрывали и сожигали огнем;
57 у кого находили книгу завета и кто держался закона, того, по повелению царя, предавали смерти.
58 С таким насилием поступали они с Израильтянами, приходившими каждый месяц в города.
59 И в двадцать пятый день месяца, принося жертвы на жертвеннике, который был над алтарем,
60 они, по данному повелению, убивали жен, обрезавших детей своих,
61 а младенцев вешали за шеи их, домы их расхищали и совершавших над ними обрезание убивали.
62 Но многие в Израиле остались твердыми и укрепились, чтобы не есть нечистого,
63 и предпочли умереть, чтобы не оскверниться пищею и не поругать святаго завета, - и умирали.
64 И был весьма великий гнев над Израилем.
(1Макк.1:16-64)

Антиох стремился уничтожить все еврейское, он насаждал греческие обычаи, даже осквернил Храм, поставив в нем статую Зевса (со своим лицом) и принес в жертву свинью.
Эти репрессии по жестокости можно сравнить разве что с холокостом.
1 Спустя немного времени царь послал одного старца, Афинянина, принуждать Иудеев отступить от законов отеческих и не жить по законам Божиим,
2 а также осквернить храм Иерусалимский и наименовать его храмом Юпитера Олимпийского, а храм в Гаризине, так как обитатели того места пришельцы, - храмом Юпитера Странноприимного.
3 Тяжело и невыносимо было для народа наступившее бедствие.
4 Храм наполнился любодейством и бесчинием от язычников, которые, обращаясь с блудницами, смешивались с женщинами в самых священных притворах и вносили внутрь вещи недозволенные.
5 И жертвенник наполнился непотребными, запрещенными законом вещами.
6 Нельзя было ни хранить субботы, ни соблюдать отеческих праздников, ни даже называться Иудеем.
7 С тяжким принуждением водили их каждый месяц в день рождения царя на идольские жертвы, а на празднике Диониса принуждали Иудеев в плющевых венках идти в торжественном ходе в честь Диониса.
8 Такое повеление вышло и соседним Еллинским городам, по наущению Птоломея, чтобы они так же действовали против Иудеев и заставляли их приносить идольские жертвы,
9 а не соглашавшихся переходить к Еллинским обычаям убивали. Тогда-то можно было видеть настоящее бедствие.
10 Две женщины обвинены были в том, что обрезали своих детей; и за это, привесив к сосцам их младенцев и пред народом проведя по городу, низвергли их со стены.
11 Другие бежали в ближние пещеры, чтобы втайне праздновать седьмый день, но, быв указаны Филиппу, были сожжены, ибо неправедным считали защищаться по уважению к святости дня.
12 Тех, кому случится читать эту книгу, прошу не страшиться напастей и уразуметь, что эти страдания служат не к погублению, а к вразумлению рода нашего.
13 Ибо то самое, что нечестивцам не дается много времени, но скоро подвергаются они карам, есть знамение великого благодеяния.
14 Ибо не так, как к другим народам, продолжает Господь долготерпение, чтобы карать их, когда они достигнут полноты грехов, не так судил Он о нас,
15 чтобы покарать нас после, когда уже достигнем до конца грехов.
16 Он никогда не удаляет от нас Своей милости и, наказывая несчастьями, не оставляет Своего народа.
17 Впрочем, пусть будет это сказано на память нам: после этих немногих слов возвратимся к повествованию.
18 Был некто Елеазар, из первых книжников, муж, уже достигший старости, но весьма красивой наружности: его принуждали, раскрывая ему рот, есть свиное мясо.
19 Предпочитая славную смерть опозоренной жизни, он добровольно пошел на мучение и плевал,
20 как надлежало решившимся устоять против того, чего из любви к жизни не дозволено вкушать.
21 Тогда приставленные к беззаконному жертвоприношению, знавшие этого мужа с давнего времени, отозвав его, наедине убеждали его принести им самим приготовленные мяса, которые мог бы он употреблять, и притвориться, будто ест назначенные от царя жертвенные мяса,
22 дабы через это избавиться от смерти и по давней с ними дружбе воспользоваться их человеколюбием.
23 Но он, утвердившись в доброй мысли, достойной его возраста и почтенной старости и достигнутой им славной седины и благочестивого издетства воспитания, а более всего - святаго и Богом данного законоположения, соответственно сему отвечал и сказал: немедленно предать смерти;
24 ибо недостойно нашего возраста лицемерить, дабы многие из юных, узнав, что девяностолетний Елеазар перешел в язычество,
25 и сами вследствие моего лицемерия, ради краткой и ничтожной жизни, не впали через меня в заблуждение, и через то я положил бы бесчестие и пятно на мою старость.
26 Если в настоящее время я и избавлюсь мучения от людей, но не избегну десницы Всемогущего ни в сей жизни, ни по смерти.
27 Посему, мужественно расставаясь теперь с жизнью, сам я явлюсь достойным старости,
28 а юным оставлю добрый пример - охотно и доблестно принимать смерть за досточтимые и святые законы. Сказав это, он тотчас пошел на мучение.
29 Тогда и те, которые вели его, незадолго пред сим оказанное ему доброжелательство изменили в ненависть по причине вышесказанных слов, ибо они почли их за безумие.
30 Готовясь уже умереть под ударами, он, восстенав, произнес: Господу, имеющему совершенное ведение, известно, что я, имея возможность избавиться от смерти, принимаю бичуемым телом жестокие страдания, а душею охотно терплю их по страху пред Ним.
31 И так скончался он, оставив в смерти своей не только юношам, но и весьма многим из народа образец доблести и памятник добродетели.
(2Макк.6:1-31)

Ханна и ее семь сыновей

1 Случилось также, что были схвачены семь братьев с матерью и принуждаемы царем есть недозволенное свиное мясо, быв терзаемы бичами и жилами.
2 Один из них, приняв на себя ответ, сказал: о чем ты хочешь спрашивать или что узнать от нас? Мы готовы лучше умереть, нежели преступить отеческие законы.
3 Тогда царь, озлобившись, приказал разжечь сковороды и котлы.
4 Когда они были разожжены, тотчас приказал принявшему на себя ответ отрезать язык и, содрав кожу с него, отсечь члены тела в виду прочих братьев и матери.
5 Лишенного всех членов, но еще дышащего велел отнести к костру и жечь на сковороде; когда же от сковороды распространилось сильное испарение, они вместе с матерью увещевали друг друга мужественно претерпеть смерть, говоря:
6 Господь Бог видит и поистине умилосердится над нами, как Моисей возвестил в своей песни пред лицем народа: "и над рабами Своими умилосердится".
7 Когда умер первый, вывели на поругание второго и, содрав с головы кожу с волосами, спрашивали, будет ли он есть, прежде нежели будут мучить по частям его тело?
8 Он же, отвечая на отечественном языке, сказал: нет. Поэтому и он принял мучение таким же образом, как первый.
9 Быв же при последнем издыхании, сказал: ты, мучитель, лишаешь нас настоящей жизни, но Царь мира воскресит нас, умерших за Его законы, для жизни вечной.
10 После того третий подвергнут был поруганию и на требование дать язык тотчас выставил его, неустрашимо протянув и руки,
11 и мужественно сказал: от неба я получил их и за законы Его не жалею их, и от Него надеюсь опять получить их.
12 Сам царь и бывшие с ним изумлены были таким мужеством отрока, как он ни во что вменял страдания.
13 Когда скончался и этот, таким же образом терзали и мучили четвертого.
14 Будучи близок к смерти, он так говорил: умирающему от людей вожделенно возлагать надежду на Бога, что Он опять оживит; для тебя же не будет воскресения в жизнь.
15 Затем привели и начали мучить пятого.
16 Он, смотря на царя, сказал: имея власть над людьми, ты, сам подверженный тлению, делаешь, что хочешь; но не думай, чтобы род наш оставлен был Богом.
17 Подожди, и ты увидишь великую силу Его, как Он накажет тебя и семя твое.
18 После этого привели шестого, который, готовясь на смерть, сказал: не заблуждайся напрасно, ибо мы терпим это за себя, согрешив пред Богом нашим, оттого и произошло достойное удивления.
19 Но не думай остаться безнаказанным ты, дерзнувший противоборствовать Богу.
20 Наиболее же достойна удивления и славной памяти мать, которая, видя, как семь ее сыновей умерщвлены в течение одного дня, благодушно переносила это в надежде на Господа.
21 Исполненная доблестных чувств и укрепляя женское рассуждение мужеским духом, она поощряла каждого из них на отечественном языке и говорила им:
22 я не знаю, как вы явились во чреве моем; не я дала вам дыхание и жизнь; не мною образовался состав каждого.
23 Итак, Творец мира, Который образовал природу человека и устроил происхождение всех, опять даст вам дыхание и жизнь с милостью, так как вы теперь не щадите самих себя за Его законы.
24 Антиох же, думая, что его презирают, и принимая эту речь за поругание себе, убеждал самого младшего, который еще оставался, не только словами, но и клятвенными уверениями, что и обогатит и осчастливит его, если он отступит от отеческих законов, что будет иметь его другом и вверит ему почетные должности.
25 Но как юноша нисколько не внимал, то царь, призвав мать, убеждал ее посоветовать сыну сберечь себя.
26 После многих его убеждений она согласилась уговаривать сына.
27 Наклонившись же к нему и посмеиваясь жестокому мучителю, она так говорила на отечественном языке: сын! сжалься надо мною, которая девять месяцев носила тебя во чреве, три года питала тебя молоком, вскормила и вырастила и воспитала тебя.
28 Умоляю тебя, дитя мое, посмотри на небо и землю и, видя все, что на них, познай, что все сотворил Бог из ничего и что так произошел и род человеческий.
29 Не страшись этого убийцы, но будь достойным братьев твоих и прими смерть, чтобы я по милости Божией опять приобрела тебя с братьями твоими.
30 Когда она еще продолжала говорить, юноша сказал: чего вы ожидаете? Я не слушаю повеления царя, а повинуюсь повелению закона, данного отцам нашим чрез Моисея.
31 Ты же, изобретатель всех зол для Евреев, не избегнешь рук Божиих.
32 Мы страдаем за свои грехи.
33 Если для вразумления и наказания нашего живый Господь и прогневался на нас на малое время, то Он опять умилостивится над рабами Своими;
34 ты же, нечестивый и преступнейший из всех людей, не возносись напрасно, надмеваясь ложными надеждами, что ты воздвигнешь руку на рабов Его,
35 ибо ты не ушел еще от суда всемогущего и всевидящего Бога.
36 Братья наши, претерпев ныне краткое мучение, по завету Божию получили жизнь вечную, а ты по суду Божию понесешь праведное наказание за превозношение.
37 Я же, как и братья мои, предаю и душу и тело за отеческие законы, призывая Бога, чтобы Он скоро умилосердился над народом, и чтобы ты с муками и карами исповедал, что Он един есть Бог,
38 и чтобы на мне и на братьях моих окончился гнев Всемогущего, праведно постигший весь род наш.
39 Тогда разгневанный царь поступил с ним еще жесточе, нежели с прочими, негодуя на посмеяние.
40 Так и этот кончил жизнь чистым, всецело положившись на Господа.
41 После сыновей скончалась и мать.
42 О жертвах идольских и о необыкновенных муках сказанного довольно.
(2Макк.7:1-42)



Все это привело к восстанию, которое началось с маленького местечка Модиин, неподалеку от города Лод. Когда в эту деревню прибыл царский чиновник с тем, чтобы заставить жителей принести жертвы языческим идолам, Матитьяhу, принадлежавший к священническому роду Хашмонай, убил этого чиновника и разрушил построенный греками жертвенник. Он поднял восстание под девизом: «Ми лашем Адонай! («Кто за Господа – ко мне!»). К восстанию присоединились все те евреи, которые не хотели изменять своей вере и готовы были сражаться до последней капли крови. Матитьяhу и 5 его сыновей (Йоханан, Шимон, Йеhуда, Эльазар и Йонатан) ушли в горы и там вокруг них стали собираться («праведные») – так называли себя повстанцы, верные иудаизму.

Матитьяhу умер в 166 году до н. э., и руководство восстанием взял его сын Иеhуда, прозванный Маккаби – Молот.
Освобождению Иерусалима предшествовало 3 крупных сражения:
·        у Бейт-Хорона в 166 г. до н. э.
·        у Эммауса в 165 г. до н. э.
·        у Бейт-Цура в 164 г. до н. э.
После этого сражения в 164 г. до н. э. Маккавеи освободили Иерусалимский Храм.

37 И собралось все ополчение, и взошли на гору Сион.
38 И увидели, что святилище опустошено, жертвенник осквернен, ворота сожжены, и в притворах, как в лесу или на какой-либо горе, поросли растения, и хранилища разрушены,
39 и разодрали они одежды свои, плакали горьким плачем и сыпали пепел на свои головы,
40 и падали лицом на землю и трубили вестовыми трубами, и вопили к небу.
41 Тогда отрядил Иуда мужей воевать против находившихся в крепости, доколе он очистит святилище.
42 И избрал священников беспорочных, ревнителей закона.
43 Они очистили святилище, и оскверненные камни вынесли в нечистое место.
44 Потом они рассуждали об оскверненном жертвеннике всесожжения, как поступить с ним.
45 И пришла им добрая мысль разрушить его, чтобы он когда-нибудь не послужил им в поношение, так как язычники осквернили его; и разрушили они жертвенник,
46 и камни сложили на горе храма в приличном месте, пока придет пророк и даст ответ о них.
47 Взяли камни целые, по закону, и построили новый жертвенник по-прежнему;
48 потом устроили святыни и внутренние части храма и освятили притворы;
49 устроили новую священную утварь и внесли в храм свещник и алтарь всесожжений и фимиамов и трапезу;
50 и воскурили на алтаре фимиам и зажгли светильники на свещнике, и осветили храм;
51 и положили на трапезу хлебы, и развесили завесы, и окончили все дела, которые предприняли.
52 В двадцать пятый день девятого месяца - это месяц Хаслев - сто сорок восьмого года встали весьма рано
53 и принесли жертву по закону на новоустроенном жертвеннике всесожжений.
54 В то время, в тот самый день, в который язычники осквернили жертвенник, обновлен он с песнями, с цитрами, гуслями и кимвалами.
55 И весь народ падал на лицо свое, и молились и воссылали благодарение на небо Благопоспешившему им.
56 Так совершали обновление жертвенника восемь дней с весельем, принося всесожжения и вознося жертву спасения и хвалы.
57 И украсили переднюю сторону храма золотыми венцами и щитами и возобновили ворота и хранилища, и сделали для них двери.
58 И была весьма великая радость в народе, и отвращено было поношение язычников.
59 И установил Иуда и братья его и все собрание Израиля, чтобы дни обновления жертвенника празднуемы были с веселием и радостью в свое время, каждый год восемь дней, от двадцатого дня месяца Хаслева. (1Макк.4:37-59)
По преданию, когда был очищен храм, не было достаточно освященного и очищенного масла для зажигания Меноры, масла было всего на одни сутки, однако, помолившись, евреи проявили хуцпу и все же зажгли Менору. И масло горело 8 дней, до приготовления нового.
«Было это в месяце кислев. И вошли они в Храм и нашли один лишь кувшинчик неоскверненного масла, которого могло хватить всего лишь на один день. Но зажгли они это масло в лампадах и горело оно восемь дней, пока не выжали они из маслин чистое масло. Поэтому и установили мудрецы того поколения, что восемь этих дней, начиная с 25-го кислева, будут днями радости и прославления всевышнего, и в эти дни будут зажигать светильники у дверей домов каждую ночь – чтобы провозглашать о чуде».
            (Рамбам, Законы Хануки, ч. 3)
Йеhуда Маккаби стоял во главе восстания на протяжении 5 лет, пока не погиб в сражении у Эльасы в 161 г. до н. э. С освобождением Иерусалима восстание не закончилось Маккавеи продолжали освободительную войну, пока Иудея не обрела полную политическую независимость. Период независимости продолжался около 200 ле, вплоть до разрушения римлянами Второго Храма.

Значение слова Ханука

Слово ханука означает «ритуал освящения нового дома» (и имеет общий корень со словом хана – милость).  В этом смысле оно употреблено например в псалме «Псалом песнь Давида при освящении Храма» (Пс 19:1). Историк Иосиф Флавий называет Хануку «праздником света», поскольку спасение пришло народу Израиля как внезапно воссиявший свет. В наши дни Хануку тоже иногда называют «праздником света».

Основания празднования нами Хануки:

Праздник Хануки не является праздником. предписанным Торой. однако у нас есть все основания праздновать его
·        Без Хануки и охраны евреев Богом Йешуа никогда бы не пришел.
·        Йешуа праздновал праздник Хануки, мы видим это из 10-й главы Евангелия от Иоанна (Ин 10:22) и проповедовал в Храме о добром Пастыре, а также, что Он - Сын Божий: Ин 10:22-42; и результатом этой проповеди было, что «многие там уверовали от Него» (Ин10:42).
·        Ханука является Праздником Огней и Йешуа является Светом миру. поэтому символы Хануки особенно дороги нам.

Символы праздника

Свет

·        В Библии слово свет употребляется в разных вариантах не менее 385 раз.

Многие говорят: "кто покажет нам благо?" Яви нам свет лица Твоего, Господи! (Пс.4:7)

Господь - свет мой и спасение мое: кого мне бояться? Господь крепость жизни моей: кого мне страшиться? (Пс.26:1)

·        В материальном мире свет рассеивает тьму. Бог сказал: «Да будет свет». И стал свет.
потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа. (2Кор.4:6)

·        Слово Божье – свет миру. Слово Твое - светильник ноге моей и свет стезе моей. (Пс.118:105)
Йешуа – Живое слово Божье.
·        Йешуа называл Себя Светом этому миру

Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни. (Иоан.8:12)

·        Ранние верующие в Мессию видели связь между Ханукой и рождением Мессии.
o   во-первых, это касается земной хижины,
o   во-вторых, с живым храмом Бога, сошедшим с небес. Йешуа сделал это сравнение, говоря: «Разрушьте этот храм, и Я в три дня воздвигну его»,  - говоря о Своем воскресении из мертвых
 потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа. (2Кор.4:6)

если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха. (1Иоан.1:7)

Вы были некогда тьма, а теперь -- свет в Господе: поступайте, как чада света, (Еф.5:8)

·        Ханука также является праздником пришествия Мессии на землю.
И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца. (Иоан.1:14)

Светильник – Менора. (Ханукальный светильник - Ханукия)
Свечи - 8 свечей
·        8 свечей зажигаются свечой  «Шамаш» - «Слугой». Йешуа пришел в этот мир как слуга, чтобы зажечь этот мир Своим светом.
·        Число 8 в Танахе означает «новое начало». Младенец Йешуа в 8-й день своей жизни был принесен в храм для посвящения. Шимон взял его на руки и сказал: Луки 2:29-32
29 Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром,
30 ибо видели очи мои спасение Твое,
31 которое Ты уготовал пред лицем всех народов,
·        32 свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля. (Луки 2:29-32)


·        Йешуа был обрезан на 8-й день, и именно день обрезания Йешуа празднует весь мир (в том числе и атеисты, и антисемиты, как Новый Год).


Ханукия как Менора Нового Завета


Менора
Ханукия
Духовный смысл
1
В Меноре  7 светильников – число 7 означает совершенство
В Ханукии 8 основных светильников – число 8 означает новое начало
Прежний Завет  был совершен, т. е. получил совершенство через исполнение Йешуа всего закона, после чего было положено Новое начало - Новый Завет.
2
В Храмовой Меноре огонь зажигался во всех светильниках от огня жертвенника.
В Ханукии все свечи зажигаются особой свечой, которая называется «служка», эта свеча зажигается первой, также свет 8 свечей служит лишь для того, чтобы любоваться им, а светом «служки» мы пользуемся доля наших нужд.
1.    Йешуа пришел на эту землю как слуга.
2.   Своим светом Он зажег сердца многих.
3.   Он был первенцем.
4.   Он и сейчас продолжает служить нам и Его свет удовлетворяет все наши нужды.
5.   Мы тоже можем зажигать других, но только когда в нас горит огонь Йешуа.
3
В Храмовой Меноре всегда горело одно и то же количество фитилей.
В Ханукии каждый день добавляется одна свеча.
Ортодоксальный иудаизм не распространялся за пределы народа Израиля. Царство Божие в Йешуа, растет и распространяется по всему миру.
4
Менора была единственная и стояла в Храме.
Ханукия зажигается в каждом доме. Теперь каждый дом как бы становится Храмом.
Мы все, зажженные огнем Йешуа, становимся Храмом Святого Духа.
5
Менора стояла внутри Храма (в Святом), и свет ее могли видеть только священники. Во время служения простой народ находился во дворах и не видел света Меноры.
Ханукия становится у двери снаружи или на окне, чтобы свет ее был виден всем.
Матф 5:
14 Вы -- свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы.
15 И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме.
16 Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.
6
Менору зажигали в предвечернее время, в светлое время суток.
Ханукия зажигается после захода солнца, в темноте.
·        В годы гонений, в годы войны между светом и тьмой, в тяжелые времена мало света Меноры, нужна Ханукия.
·        Надо наступать на тьму,  изо дня в день зажигая новые свечи.
·        Надо наступать на тьму,  зажигая свечи на темных улицах.
·        Надо наступать на тьму,  зажигая свечи там, где их увидят тысячи людей.
Мудрецы Израиля говорили: «Тьму не разгоняют палкой», «Маленький луч света способен рассеять великую тьму».
7
Менора была в Храме, когда евреи имели свою страну, свою религию, еще не было разрушения Храма, рассеяния.
Менора горела в годы духовного благополучия и духовного расцвета.
Ханукия была зажжена в период, когда само существование еврейского народа было под вопросом, когда многие отвернулись от Бога и стали служить идолам, когда гонения обрушились на всех верящих в Бога Израиля.
И поныне Ханукия остается Менорой галута (рассеяния).



Зажигание свеч
Основная заповедь, которую мы исполняем в Хануку – это принесение благодарности Богу за чудо, которое Он для нас совершил. Мы провозглашаем об этом чуде, зажигая свечи. Для зажигания свечей используется специальный подсвечник - Ханукия.
Ханукия зажигается каждый вечер, после наступления темноты (в субботу до наступления). Все ханукии выставляются напротив окон или в специальном ящичке  снаружи возле двери. Очень важно, чтобы свет был виден с улицы (если, конечно нет гонений). Об этом говорил и Йешуа: Матф 5:
14 Вы -- свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы.
15 И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме.
16 Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.

Ханукия имеет 8 мест для свеч, расположенных на одном уровне и для одной свечи расположенной отдельно от других. Эта свеча называется шамаш – служка и от нее зажигаются другие свечи. Она зажигается первой во все дни праздника и не считается в счете зажигаемых свечей (то есть в 1-й день зажигают шамаш + 1 свеча, во второй – шамаш + 2 свечи и т. д.).
Вначале зажигаем шамаш и от нее в первый день праздника мы зажигаем одну свечу и произносим три благословения:

·        Барух ата Адонай элоhэйну мелех hа-олам, ашер кидшану бэ-мицвотав, вэ-цивану леhадлик нэр шель Ханука.
 Благословен ты, Господь, Бог наш, владыка Вселенной, освятивший нас своими заповедями и повелевший нам зажигать ханукальные свечи!
·        Барух ата Адонай элоhэйну мелех hа-олам шеаса нисим лаавотэйну ба-йомим hа-hэм ба-зман hа-зэ.
Благословен ты, Господь, Бог наш, владыка Вселенной, совершивший чудеса для предков наших в те дни в это время года!
·        Барух ата Адонай элоhэйну мелех hа-олам ше hехияну вэ-киеману вэ-hигияну ла зман hа-зэ.
Благословен ты, Господь, Бог наш, владыка Вселенной, Который даровал нам жизнь и поддерживал ее в нас, и дал ним дожить до этого времени.
В следующие семь дней праздника произносят только два первых благословения.
·        Мы, как мессианские евреи, можем также добавить:
Барух ата Адонай эло
hэйну мелех hа-олам, ашер кидшану бэ-Йешуа hа-Машиах ор hа-олам. Амэн.
Благословен ты, Господь, Бог наш, владыка Вселенной, освятивший нас в Йешуа Мессии Светом мира. Аминь.
свечи устанавливаются в ханукии справа налево, но зажигают в обратном порядке – слева направо.
Порядок зажигания свечей:
1-й день:      00000001
2-й день:      00000012
3-й день:      00000123
4-й день:      00001234
5-й день:      00012345
6-й день:      00123456
7-й день:      01234567
8-й день:      12345678
Обозначения:   «0» - в данный день эта свеча остается не зажженной;
                        «1,2…» порядок зажигания свечей на каждый день.

После зажигания свечей говорят:
Эти свечи мы зажигаем в память о спасении, и о знамениях, и о чудесах, которые ты руками святых своих коhаним твоих явил отцам нашим, в те времена, в эти же дни года. И на протяжении восьми дней Хануки эти свечи святы, и мы не имеем права пользоваться их светом – можем лишь смотреть на них, чтобы возносить благодарность и хвалу великому имени Твоему – за знамения Твои, и за чудеса Твои, и за спасение, посланное Тобой.
Можно зажигать светильник с оливковым маслом, используя лучше тонкий льняной фитиль (тогда будет гореть дольше, но пригодно любое масло и любые фитили).
После зажигания свечей можно исполнить несколько ханукальных песен, например, «hа-нерот hалалу» (Эти свечи) и «Маоз цур» (Скала веков). Затем раздают ханукальные подарки и гелт.

Помимо зажигания свечей соблюдаются еще два ритуала:
·        Произнесение «hаллеля» - особой молитвы, хвалящей Господа, которая повторяется во все дни праздника.
·        Молитва «Аль-hа-нисим», содержащая краткое повествование о чудесах, которая включается в беззвучную молитву «Амида» и в молитву благодарения после еды.

Масло – Шемен

1.    Масло – символ Святого Духа. Масло в Храме употреблялось особо очищенное, отстоянное, не дававшее копоти при горении.
2.   Чтобы выжать масло, плоды маслины давили и отбивали, поэтому Бог, чтобы выделить из нас чистое масло также отбивает нас испытаниями и выдерживает нас, чтобы выработать у нас долготерпение.
3.   Как масло не смешивается с водой, так и народ Израиля не смешивается с другими народами и всегда всплывает вверх.
4.   Масло дает свет, - и мы – свет миру.
Маслина
Наши мудрецы сравнивают народ Израиля с масличным деревом, листва которого не опадает ни зимой, ни летом , корни которого уходят в глубину земли, а плоды сочны и употребляемое из них масло дает яркий свет. Мидраш говорит, что еще одно свойство уподобляет еврейский народ маслине: чтобы получить из маслин масло, их надо давить; так и народ Израиля – раскаивается в своих грехах и возвращается на путь истины только когда постигают его несчастья (Шмот раба, 36). И еще говорят мудрецы: оливковое масло не смешивается с водой, оно всегда всплывает наверх и невозможно его потопить: так и народ Израиля – как ни стараются его потопить, он всегда всплывает наверх
Раби Шаул (апостол Павел) говорит о дикой и природной маслине в Римлянам 11 главе.
Маслина (народ Израиля, не  принявший Йешуа, был бесплодным), привилась дикая маслина – гоим; теперь же время отторгнутой ветви опять привиться – то есть евреям принять своего Мессию. И мы являемся свидетелями и участниками этого.

Маслина и Менора

Маслина и менора являются символами Израиля и изображены на его гербе.
Масло, как символ Святого Духа.
·        Помазание Святым Духом – мешех (мазь, помазание)
·        Машиах – Помазанник

Ханукальные деньги и подарки.

В Хануку принято доставлять радость детям. Объясняется этот обычай тем, что Антиох запретил еврейским детям изучать Тору, а что может быть большей радостью для еврейского ребенка, чем изучение Торы?
Каждый вечер, после зажигания свечей, детям дарят какие-нибудь подарки.
Во многих общинах принято давать детям монеты, которые называют «ханукальными деньгами (дмей ханука или меот ханука на иврите, хануке гельт на идише).
Многие еврейские семьи дают монеты детям для раздачи бедным.

Оладьи и пончики.

Характерное для Хануки блюдо – картофельные оладьи и пончики, варенные в масле. Пропитанные маслом оладьи и пончики напоминают о чуде с кувшинчиком масла.
Самая любимая еда в Хануку – это Латкес, картофельные оладьи, жареные в растительном масле.
Рецепты приготовления этих блюд смотри приложение №2


Ханукальный волчок - дрейдл.


Дрейдл – это четырехсторонний волчок, на каждой стороне которого написаны еврейские Буквы:
Чудо  -Н
Великое  - Г
Произошло -а
Там  - Ш

Что для игры обозначает:
Проигравший - Н
Победитель (берет все) - Г
Полу победитель (берет половину) - а
Еще один ход - Ш
Эта традиция напоминает нам то, что когда дети собирались, чтобы учить Тору, они делали вид, что играли в азартные игры, так как изучать Тору было запрещено под страхом смерти.

Молитвы и чтение Торы

Кроме заповеди провозглашать чудо, мы дожны также в дни Хануки благодарить Всевышнего за чудеса, которые Он совершил для наших предков. И запрещено в эти дни произносить надгробное слово и поститься, подобно тому, как это запрещено в Пурим.
hалель
Включает псалмы: 112 - 117
В каждый из 8 дней Хануки во время утренней молитвы читают «hалель», молитву, содержание которой – благодарность и хвала Всевышнему.
Будут восхвалять Тебя, Господь, Бог наш все творения Твои; и те, кто любит Тебя, - праведники, исполняющие волю Твою, и весь народ Твой, дом Израиля, будут, ликуя благодарить и благословлять, и восхвалять, и прославлять, и превозносить, и возвеличивать Тебя, и провозглашать святость и царственность Имени Твоего, Владыка наш. Ибо Тебя подобает хвалить и подобает воспевать Твое Имя; ибо Ты – Бог во веки вечные. Благословен ты, Господь, Царь, прославляемый в хвалебных молитвах.
Чтение Торы
В каждый из 8 дней Хануки во время молитвы Шахарит в синагоге читают связанные с этими днями отрывки из Торы.
Аль hанисим
Благодарность и хвала Всевышнему содержится также в молитве «Аль hанисим» (За чудеса), которую добавляют к центральной части трех молитв и к застольной молитве.
«За чудеса, и за избавление, и за могущество Твое, и за спасение, и за знамения, и за утешение, и за войны, которые Ты совершил для предков наших в те дни, в это время года, - в дни Матитьягу, сына Йоханана, первосвященника и его сыновей, когда выступило злодейское греческое царство против народа Твоего, Израиля, чтобы заставить их забыть Тору Твою и нарушить законы, установленные по воле Твоей; но Ты, по великой милости Твоей, стоял за них, когда они были в беде, заступался за них, был судьей в их споре с врагами, мстил за них, отдал сильных в руки слабых, и многочисленных в руки немногих, и нечистых в руки чистых, и злодеев в руки праведников, и злоумышленников  в руки тех, кто изучает Тору Твою. И прославил Ты имя Твое, великое и святое. в мире Твоем, и народу Твоему, Израилю, даровал великое спасение в этот самый день….»

Новые традиции. Спортивное общество «Маккаби»

В 1944 году спортивное общество «Маккаби» провело первый, ставший затем традиционным пробег, который начинается в Модиине. Возле могил Хасмонеев зажигают огонь в ханукии, составленной из факелов, и бегуны по эстафете доставляют его в разные уголки страны, в том числе в резиденцию президента в Иерусалиме на гору Сион, где от него зажигают свечи в десятках ханукийот, привезенных из стран рассеяния.

Ханука и Рождество

Интересно, что почти в это же время многие христиане отмечают Рождество.
Хотя среди мессианских евреев не существует противоречий касательно библейского значения рождества, само Рождество приносит многим евреям противоречивые чувства. Почему так происходит?
Во-первых, ученые обычно придерживаются точки зрения о том, что эта дата не связана с днем рождения Мессии.
Во-вторых, обычное объяснение даты заключается в том, что она связана с древним праздником зимнего солнцестояния, во время которого язычники пытались гарантировать воскресение весны с помощью магии.
Особенно  это видно в русско-украинских традициях Коляда – языческий Бог мертвых, самый короткий день в году был связан с культом мертвых и кутья – это была идоложертвенная пища, чтобы ублажить духов умерших предков.
Украшения дерева – ели также напоминает поклонение деревьям (ель и можжевельник также относились к деревьям, посвященным мертвым).
Дед- Мороз = Санта Клаус = Санта Николаус = Николай Чудотворец, почитаемый православными.
После принятия Константином христианства, он ассоциировал Иисуса Христа с Богом Солнца и ввел языческий праздник календ (сравни с рус. Коляда), как день рождения нового солнца – Христа.
Христиане - пуритане   запретили празднование рождества в 17и 18 столетиях по причине возможной связи с язычеством.
Недавно кардинал Джин Данилов выдвинул интересную идею, что причина по которой 25 декабря (дата солнечного календаря) может рассматриваться в качестве даты рождения Мессии, находится в том факте, что 25 кислева (дата лунного календаря) уже имело значение для мессианских евреев. Данилов заявляет, что эта дата была изначально празднованием рождения Иакова, брата Йешуа.
Поэтому мы, как мессианские евреи можем связать эти даты, можно также предполагать, что кульминация Хануки для мессианских евреев могла бы послужить празднованием рождения Йешуа.
Также во время Хануки можно вспоминать об Иакове, выдающемся лидере мессианской еврейской общине в Иерусалиме.

Приложение 1

Зажигание свеч

Основная заповедь, которую мы исполняем в Хануку – это принесение благодарности Богу за чудо, которое Он для нас совершил. Мы провозглашаем об этом чуде, зажигая свечи. Для зажигания свечей используется специальный подсвечник - Ханукия.
Ханукия зажигается каждый вечер, после наступления темноты (в субботу до наступления). Все ханукийот выставляются напротив окон или в специальном ящичке  снаружи возле двери. Очень важно, чтобы свет был виден с улицы.
Ханукия имеет 8 мест для свеч, расположенных на одном уровне и для одной свечи расположенной отдельно от других. Эта свеча называется шамаш – служка и от нее зажигаются другие свечи. Она зажигается первой во все дни праздника и не считается в счете зажигаемых свечей (то есть в 1-й день зажигают шамаш + 1 свеча, во второй – шамаш + 2 свечи и т. д.).
Вначале зажигаем шамаш и от нее в первый день праздника мы зажигаем одну свечу и произносим три благословения:

·        Барух ата Адонай элоhэйну мелех hа-олам, ашер кидшану бэ-мицвотав, вэ-цивану леhадлик нэр шель Ханука.
 Благословен ты, Господь, Бог наш, владыка Вселенной, освятивший нас своими заповедями и повелевший нам зажигать ханукальные свечи!
·        Барух ата Адонай элоhэйну мелех hа-олам шеаса нисим лаавотэйну ба-йомим hа-hэм ба-зман hа-зэ. 
Благословен ты, Господь, Бог наш, владыка Вселенной, совершивший чудеса для предков наших в те дни для, в это время года!
·        Барух ата Адонай элоhэйну мелех hа-олам ше hехияну вэ-киеману вэ-hигияну ла зман hа-зэ.
Благословен ты, Господь, Бог наш, владыка Вселенной, Который даровал нам жизнь и поддерживал ее в нас, и дал ним дожить до этого времени.
В следующие семь дней праздника произносят только два первых благословения.
·        Мы, как мессианские евреи, можем также добавить:
Барух ата Адонай элоhэйну мелех hа-олам, ашер кидшану бэ-Йешуа hа-Машиах ор hа-олам. Амэн.
Благословен ты, Господь, Бог наш, владыка Вселенной, освятивший нас в Йешуа Мессии Светом мира. Аминь.
После зажигания свечей говорят или поют hа-нэйройс hа-лолу (смотри на обороте); можно исполнить несколько ханукальных песен, затем раздают ханукальные подарки и гелт (ханукальные деньги).



ХАНУКАЛЬНЫЕ ПЕСНИ И МОЛИТВЫ

hа-нэйройс hа-лолу

hА-НЭЙРОЙС hАЛОЛУ ОНУ МАДЛИКИМ
АЛ hА-ТШУОЙС ВЭАЛ hА-НИСИМ ВЭ-АЛ hА-НИФЛООЙС ШЕ-ОСИСО ЛА-АВОЙСЕЙНУ БА-ЙОМИМ hО-hЭЙМ БА-ЗМАН hА-Э

 Эти свечи мы зажигаем в память о спасении, и о знамениях, и о чудесах, которые ты руками святых своих коhаним твоих явил отцам нашим, в те времена, в эти же дни года. И на протяжении восьми дней Хануки эти свечи святы, и мы не имеем права пользоваться их светом – можем лишь смотреть на них, чтобы возносить благодарность и хвалу великому имени Твоему – за знамения Твои, и за чудеса Твои, и за спасение, посланное Тобой.

Маоз цур

1
Маоз цур йешуати
леха наэ ле-шабеах
Тикон бейт тфилати
вэ-шам тода нэзабэах
ле-эт тахин матбэах
Мицар амнабэах
З эгмор бэ-шир мизмор
Ханукат hа-мизбэах.
1
Непреступная твердыня моего спасения - Тебе слава!
Крепко стоит мой молитвенный дом,
В благодарность ему мы принесем жертву.
Когда ты будешь готов уничтожить свирепого врага,
Тогда я закончу песнь закладки жертвенника
2
Йеваним никбецу  алай
Азай бимей хашмонаим
Уфарца хомот мигдалай
Вэтиму коль ашманаим
Уминотар канканим
2
Эллины поднялись против меня тогда, в дни хасмонеев, и пробили стены моей башни,
И осквернили весь елей.
Но уцелевший сосуд
совершил чудо.
Те, кто знает, что значат эти восемь дней, сложили эту песню и веселятся.



Приложение 2

Пончики творожные

Необходимо:
Творог…………………….   400-500г.
Яйца………………………    4 штуки
Сахар………………………   2 стол. ложки
Соль………………………   ½  чайн. ложки
Сода……………………….    ½  чайн. ложки
Мука………………………    1,5 стакана
Масло для обжаривания пончиков 200г.

Творог хорошо растереть с яйцами, добавить сахар, соль, соду и, постепенно подсыпая муку, замесить тесто.
Смазав руки жиром, сформировать из теста небольшие шарики – чуть меньше куриного яйца.
Жарить  в кипящем масле до золотистого цвета.
Готовые пончики можно обсыпать сахарной пудрой.

Суфганийот

Свежие дрожжи…………...    15г
Сахар песок………………..      2 ст. ложки
Мука……………………….   2 стакана
Соль……………………….. 0,5 ч. ложки
Маргарин…………………..        2 ст. ложки
Слегка взбитое яйцо……… 1 штука
Теплая вода или молоко…. 1/3 стакана
Растительное масло для жарения
Джем
Сахарная пудра

1.    Смешать дрожжи с 2 ст. ложками теплой воды и 1 ч. ложкой сахарного песка и оставить стоять до появления пузырьков.
2.   Смешать муку с солью, ввести жир, сделать углубление в муке и влить туда дрожжи, яйцо и достаточно теплой воды или молока для образования мягкого теста. Отбить и месить 5 мин. на доске, посыпанной мукой.
3.   Разделить тесто на 12 частей, каждую еще раз вымесить, скатать в шар и положить на смазанный и посыпанный мукой противень (или доску), смазать каждый шарик водой, поместить противень в смазанный полиэтиленовый пакет и оставить в теплом месте до удвоения объема теста (около 1 часа).
4.   Жарить в умеренно горячем глубоком масле до золотистого цвета с обеих сторон. Выложить на бумажное полотенце для впитывания излишков масла.
5.   Ручкой ложки сделать в каждом пончике отверстие и начинить джемом или взбитыми сливками. Посыпать сахарной пудрой. Можно подавать с десертным апельсиновым соусом.

Латкес

1.    4 очищенных клубня картофеля натереть на терке, добавить 2 мелко нарезанных луковицы.
2.   Взбить 2 яйца.
3.   В полученную смесь добавить 2 столовые ложки муки, соль по вкусу.
4.   Хорошо перемешать, обжарить в растительном масле до золотистой корочки.
5.   Подавать с яблочным соусом.

Латкес с орехами

Рубленые грецкие орехи….      1 стакан
Картофельное пюре……    2 стакана
Хорошо взбитые яйца…   2 штуки
Соль………………..……..    1 ч. ложка
Черный перец……………       1 щепотка
Корица……………………   1 щепотка
Растительное масло для жарения

1.    Соединить все ингредиенты, кроме масла, и хорошо перемешать.
2.   Выкладывать столовой ложкой в сильно разогретое масло и жарить до золотисто-коричневого цвета. Подавать горячими с половинками грецких орехов.

Как вариант Латкес

Нарежьте яблоко на кружочки, обмакните их в смесь корицы и сахара, а затем в жидкое тесто. Оладьи получатся необычными, с дырочкой посередине и очень вкусные.

Комментариев нет:

Отправить комментарий